Андрей Тарковский.

СЛИ. Известный кинорежиссер.

Чувствительность к самым тонким и мелким ощущениям, склонность фиксироваться на них, постоянно их вспоминать и «обкатывать» - характерная черта СЛИ, что талантливо и демонстрировал Тарковский в большинстве своих фильмов — и в «Зеркале», и в «Солярисе», и в «Сталкере». Особенно интересно это в «Зеркале», потому что это был во многом автобиографический фильм.

«Габены» в основном чужды интуитивных философских исканий, но, если они сильные художники, они ТАК умеют показать ощущения (и даже эмоции — тоже через физические ощущения, а не непосредственно), что часто остается чувство тайного философского смысла и глубины. Мне навсегда запомнилась сцена из «Зеркала»: героиня, работник редакции, вдруг заподозрила, что пропустила опечатку в имени Вождя. Она пытается вспомнить, действительно было это или нет, и, желая это проверить, все убыстряя шаг, идет по захламленному длинному коридору издательства. Сначала ее шаг по коридору окружают многочисленные нависающие канцелярские шкафы, выкинутые в коридор за ненадобностью сейфы и сложенные в пирамиды старые стулья, загромождающие пространство, но по мере того, как сомнения в своей чудовищной ошибке для нее становятся все явственнее и тревожнее, и по мере того, как ее шаг убыстряется, переходя в бег, будто раздвигается и пространство коридора — он становится совершенно пустым, и будто даже стены тоже убегают в страхе от неё, зачумленной. Я, интуит, увидел тут целую философию. Но не уверен, что о ее наличии задумывался автор фильма — он просто гениально передал тонкость меняющегося «на ходу» внутреннего ощущения.

Как и большинство других СЛИ, Тарковский был чужд избыточного альтруизма и идей самопожертвования во имя общего счастья. В этой жизни каждый сам по себе — это ему всегда было гораздо ближе, недаром он так старательно обыгрывал эту мысль в «Солярисе», и даже переиначил концовку «Сталкера» (по сравнению с версией, прописанной Стругацкими в «Пикнике на обочине»). Напомню, что в повести Стругацких конец по альфийски героический, он посвящен тому, чтобы, пройдя через испытания и через жертвоприношения на пути к «машине исполнения желаний» (в том числе, и через принесение в жертву жизни других людей), в конце концов пожелать счастья не лично для себя, а — неожиданно даже для самого героя - СЧАСТЬЯ ДЛЯ ВСЕХ. И совсем иначе, если помните, обстоит дело у Тарковского в его фильме. По его версии, человек вообще не может пожелать чего-то не эгоистичного, и потому машина исполнения желаний ДОЛЖНА БЫТЬ УНИЧТОЖЕНА. Дельфиец-сенсорик, чо.


Copyleft 2012 В.Л.Таланов


Возврат к оглавлению основных разделов: http://sociotoday.narod2.ru/index1.html