Фаина Раневская.

ИЭЭ с возможным допакцентом на ЭИИ. Знаменитая советская характерная актриса. "Муля, не нервируй меня" - о, как она ненавидела эту прилепившуюся к ее образу фразу! "Пионэры, идите в жопу"; "Моя жизнь полна грусти, а вы хотите, чтобы я воткнула себе в зад куст сирени и танцевала перед вами стриптиз"; «Боже мой, несчастная страна, в которой человек не может распоряжаться собственной жопой»; «Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой воспитанной тварью». И наконец: "Умерла от отвращения". Несмотря на вечный интуитивно-окрашенный сарказм, она помогала всем к ней обращавшимся, была очень добрым, очень непрактичным и очень ранимым и замкнутым человеком, очень этически упрямым и нравственно принципиальным. В фотопортретах Раневской хорошо заметна характерная для большинства ЭИИ «напряженность взгляда», но общий ее энергетический потенциал был экстравертен и по-негативистски критичен и вызывающ — что характерно для негативистов ИЭЭ, но отнюдь не для притмирителей-позитивистов ЭИИ. И уж всяко она не была «гамлетессой». Те, кто несмотря на все это относит Раневскую, например, к типу ЭИЭ, наверное, и сами бы не объяснили причин — возможно, им просто было лень подумать и проанализировать доступный материал полностью.

Раневская не отличалась ни характерной для ЭИЭ многословной болтливостью, ни сколько-нибудь повышенным эгоизмом, обычным для «решительных», в актерской игре никогда не утрировала и не педалировала эмоции, не испытывала интереса к интригам, тема гуманизма ей всегда была интересней темы героизма (ее полюс «рассудительных» черт вообще был очень подчеркнут, даже на фоне многих прочих ИЭЭ).

По зову своего сердца она была не комедийной, а трагической актрисой (негативизм), однако доставались ей лишь комедийные, в лучшем случае трагико-комедийные роли. Наконец, она была очень отзывчиво-добрым человеком. Белой этики в ней было больше, чем черной. Черной интуиции — намного больше, чем белой, хотя и БИ была заведомо выше популяционного среднего. О превосходстве ЧИ свидетельствует лаконичная и меткая афористичность ее высказываний, балансировавших на границе парадокса, фола и цинизма, а в еще большей мере — ее доброта, фактически низкий уровень агрессивности, ирония, направлявшаяся чаще всего на самое себя. Наконец, в Раневской никто никогда не обнаруживал истероидно-демонстративного радикала поведения, напротив, она была по жизни очень замкнутым и склонным к одиночеству человеком. Она была и очень морально упрямым человеком — что тоже скорее типично для этиков четвертой квадры, чем для ЭИЭ.

Между ИЭЭ и ЭИИ существует значительная прослойка промежуточных случаев, и Раневская была, пожалуй, одним из них. Промежуточные между ИЭЭ и ЭИИ подтипы можно даже выстроить в некую линейку, проиллюстривовав ее на примерах известных персоналий. Чистые, полярные типы ИЭЭ отличаются изрядной иррационально-экстравертной поверхностностью и легкомысленностью, порою конформистским карьеризмом, часто им также свойственна повышенная раздражительность, «взрывчатость». Примеры — Марк Твен, Олдос Хаксли, Дейл Карнеги, Михаил Боярский, Михаил Веллер, бывший тверской губернатор Дмитрий Зеленин. По мере небольшого продвижения в сторону ЭИИ ослабевает ЧЭ, дополнительно ослабевает и так не слишком сильная у ИЭЭ ЧС, чуть возрастают и серьезность, и белая логика, и способность к едкой интеллектуальной, «серьезной» критике (при сохранении общего открытого и жизнерадостно-оптимистического фона). Примеры — поэт 19-го века, автор Козьмы Пруткова А.К.Толстой, режиссер Юрий Мамин, памфлетист и журналист Дмитрий Быков. Еще при большем нарастании интровертно-рациональных черт в человеке при сохранении талантов иронии и сарказма появляются черты трагизма и отдельные черты подвижничества. Зона эта уже переходная между типами. Примеры — Георгий Данелия, Фаина Раневская (примеры условно со стороны ИЭЭ), далее - поэт Игорь Губерман, Роберт Оуэн, Герберт Уэллс (примеры условно со стороны ЭИИ). При дальнейшем усилении интровертно-рациональных черт сохраняется общее юмористическое отношение к действительности, опосредуемое сочетанием ЧИ и БЭ, но юмор под давлением БЭ становится еще менее злым и более грустным и «обреченным», более мягко-светлым, как бы неторопливым, сохраняя признаки легкой теплой иронии (Фазиль Искандер). Далее уже и ЧИ начинает смазываться, юмор и ирония слабеют, критика исчезает, уступая место некоторой белоэтической (либо позитивистской) слащавости (Мэл Гибсон, Януш Корчак). При еще большем нарастании интровертно-рациональных черт вообще куда-то улетучивается юмор, но появляются более заметные признаки аналитической белой логики, при сохранении сильной и ведущей БЭ, и человек начинает явно чаще всерьез философствовать вместо каких-либо шуток. Примеры — Солженицын, Швейцер, Достоевский, Лев Толстой, философы Бердяев и Розанов. В подчеркнуто-интровертной зоне ЭИИ может происходить усиление не БЛ и рациональных черт, а черт БИ за счет снижения черной интуиции. В этом случае порождается страдательно-виктимный подтип ЭИИ, пример — актриса Деми Мур.


Многие другие работы В.Л.Таланова можно найти на сайтах:

http://www.newsocionicsmodel.narod.ru/ (работы до 2011 года)

http://www.sociotoday.narod.ru/ (новые работы)



Возврат к оглавлению основных разделов: http://sociotoday.narod2.ru/index1.html