Николай Иванович Путилов. ЛИЭ.

Выдающийся русский инженер и предприниматель середины — второй половины 19-го века (умер в 1880 г.). Обучаясь в Петербурге в военно-морском училище, зарекомендовал себя как один из лучших в научном отношении курсантов. Еще будучи учащимся, обнаружил ошибку в доказательствах знаменитого французского математика Коши, - получив по почте опубликованную в военно-морском вестнике работу юного Путилова, Коши признал свою ошибку. После окончания училища Путилов был оставлен сначала на дополнительные офицерские курсы, а в дальнейшем — на преподавательскую работу (преподавание математики, астрономии и навигации). Но сидением в пыльных классах его деятельная натура очень скоро стала тяготиться. Путилов воспользовался болезнью легких (скоро прошедшей) и рекомендацией врачей, чтобы получить новое назначение - военно-морским инженером на юг России, на практическую работу. Вскоре разразилась «Севастопольская кампания», и с этого момента карьера Путилова как инженера и предпринимателя набирает стремительные обороты. В Петербурге он собирает мелких фабрикантов, убеждает их и создает на началах кооперации первые крупные морские верфи для оборудования броненосцев. Позднее, пользуясь неизменной дружеской поддержкой Великого княза Константина Николаевича, Путилов на пару с другим известным инженером Обуховым получает двухмиллионный правительственный кредит и создает в Петербурге на равных паях с Обуховым крупнейший по тем временам Обуховский сталелитейный завод. Позднее строит два крупных чугуно- и сталелитейных предприятия длшя выполнения заказов военно-морского флота в русской Финляндии. В 60-х — создает новое крупное сталелитейное предприятие, специально для производства высококачественных железнодорожных рельсов (лучше английских), и снова в Петербурге (Путиловский завод). В конце 70-х — получает обещания правительственных гарантий и начинает строительство в Петербурге морского канала в районе Путиловского завода и нового морского порта (на этой масштабной инициативе Путилов и разорился, поскольку, несмотря на все уважение к нему со стороны Александра II, госказна кинула предпринимателя с деньгами, выделив в конце концов лишь два миллиона кредитов вместо 20-ти, и то с запозданием, когда Путилов уже вложил в дело все состояние и оброс долгами).

Путилов был очень инициативным, предприимчивым и деятельным человеком. Ни разу в жизни не брал отпуска. Никогда не строил и не покупал себе престижных имений, домов и дач, все интересы его были сосредоточены на работе, на громаде его промышленных планов. На всех заводах Путилова зарплата была существенно выше принятого среднего уровня, а для рабочих регулярно устраивались корпоративные праздники, а также обеспечивался для них «социальный пакет». В общении Путилов был очень демократичен. Взяток Путилов никогда и никому не давал (из-за чего имел немало врагов среди бюрократов), но зато Николай Иванович Путилов неизменно ускорял процесс и экономил время (свое время он считал важнейшим ресурсом), всегда расплачиваясь с партнерами по бизнесу не банковскими чеками и не векселями, а только наличными (его кассир, угождая чудаковатой привычке хозяина, повсюду возил за ним в дрожках чемодан с миллионом рублей наличности).

Когда издерганный долгами Путилов в 1880 году умер, он завещал себя похоронить в приделе церкви строящегося морского канала. Когда Александр II ознакомился с завещаниенм, он воскликнул: «Господи, да завещай Путилов похоронить себя в Петропавловском соборе, я бы и это выполнил».


Многие другие работы В.Л.Таланова можно найти на сайтах:

http://www.newsocionicsmodel.narod.ru/ (работы до 2011 года)

http://www.sociotoday.narod.ru/ (новые работы)



Возврат к оглавлению основных разделов: http://sociotoday.narod2.ru/index1.html