Владимир Набоков.
ИЭИ творческого подтипа - с усилением БС и ЧЭ (разумеется, при сохранении в целом лидерства БИ). Талантливый писатель. Кстати, его жена-СЛЭ, с которой они расписались в Берлине в 1925 году, и которую знакомые за хамоватую свирепость называли «бультерьером в юбке», была его дуалом и, заодно, реальной кормилицей семьи.
Его современники свидетельствуют, что Набоков был созерцательным утонченным мечтателем, слабым и ранимо-капризным интровертом, часто пребывающим в тягучих зрительных фантазиях и жаждущим покровительства (вспомните мечтательного героя «Пяти белых ночей» Достоевского — очень похоже на Набокова, каким он был в жизни). Вспомните и героя набоковской «Лолиты» - он выведен вполне очевидным безвольным интровертом, которым девочка-СЭЭ может управлять и крутить. Сам Набоков, по свидетельствам, имел отчетливо болевую ЧЛ и испытывал неспособность и отвращение ко всему обязательному, деловому и практическому. В пику деловым логикам он всю жизнь отлавливал и коллекционировал бабочек, собрав к концу жизни свыше 4000 экземпляров. Эта коллекция (гораздо скорее созерцательно-эстетическая, чем научная) после его смерти была передана вдовой Женевскому музею. В стихах Набокова очень мало и черной, и белой этики - по сравнению с отчетливой доминантой белой интуиции. Совершенно нет там ни сверхчастого назойливого гамлетовского «Я», ни гамлетовских страстей. Ничего от Гамлета, гневного, болтливого, топающего ногами и умеющего постоять за себя, в нем не было. Ни капли! (это для тех, кто его записывает в «гамлеты»). Вот несколько искренне-личных стихов Набокова, произвольно взятых из самого начала алфавитного списка его стихов, из которых отчетливо видна его «есенинская» натура (если уж биографических свидетельств о его характере окажется мало для убеждения или переубеждения сомневающихся):
«Блаженный жребий. Как мне дорога
унылая улыбочка врага.
Люблю я неудачника тревожить,
сны обо мне мучительные множить
и теневой рассматривать скелет
завистника прозрачного на свет». - Это — не «гамлетовское». Это — типичное мстительно- «есенинское», тихое и, скажем уж прямо, - исподтишка;
«И счастие так ширится воздушно,
так полнится сияньем голова,
такие совершенные слова
встречают мысль и улетают с нею,
что ничего записывать не смею.
Но иногда - другим бы стать, другим!
О, поскорее! Плотником, портным,
а то еще - фотографом бродящим:
как в старой сказке жить, ходить по дачам,
снимать детей пятнистых в гамаке,
собаку их и тени на песке». - Типично «есенинские» мечтания. А профессия фотографа-портретиста ненавидима ЭИЭ и действительно очень любима ИЭИ. Это - статистика.
«...Я в стороне. Молюсь, ликую,
и ничего не надо мне,
когда вселенную я чую
в своей душевной глубине.
То я беседую с волнами,
то с ветром, с птицей уношусь
и со святыми небесами
мечтами чистыми делюсь». - Типичная жизненная декларация ИЭИ (но не ЭИЭ).
«Нищетою необычной
на чужбине дорожу.
Утром в ратуше кирпичной
за конторкой не сижу.
Где я только не шатаюсь
в пустоте весенних дней!
И к подруге возвращаюсь
все позднее и поздней.
Утром музыкант бродячий
двор наполнит до краев
при участии горячей
суматохи воробьев.
Понимают, слава Богу,
что всему я предпочту
дикую мою дорогу,
золотую нищету». - подобных стихотворений с глубоко лирическим обоснованием своего «права на безделье» и гордости за свою болевую ЧЛ у Набокова множество; упомянутая в стихотворении подруга — это тот самый вспыльчивый и жестоко-агрессивный, по воспоминаниям друзей, «бультерьер в юбке», реальная кормилица семьи.
«Звон, и радугой росистой
малый купол окаймлен...
Капай, частый, капай, чистый,
серебристый перезвон...
Никого не забывая,
жемчуг выплесни живой...
Плачет свечка восковая,
голубь дымно-голубой...
И ясны глаза иконок,
и я счастлив, потому
что церковенка-ребенок
распевает на холму...
Да над нею, беспорочной,
уплывает на восток
тучка вогнутая, точно
мокрый белый лепесток...»
«Вдали от берега, в мерцании морском,
я жадной глубиной был сладостно влеком.
Я видел небосвод сквозь пену золотую,
дрожащий серп луны, звезду одну, другую...
Тускнел далекий свет, я медленно тонул.
Манил из глубины какой-то чудный гул.
В волшебном сумраке мой призрак отражался.
В блестящий траур волн я тихо погружался».
«Выбирал я виденья с любовью холодной,
я следил и душой и умом,
как у бабочки влажной, еще не свободной,
расправлялось крыло за крылом».
Что касается трех последних приведенных в пример отрывков, то они тоже очень обычны для Набокова (и прочих ИЭИ) по выбранным объектам и использованным образам, но совершенно не типичны для ЭИЭ. Набоков почти во всех своих произведениях — импрессионист, он пишет не о чувствах (как «гамлеты»), а о своих текущих впечатлениях и ощущениях от окружающего (преимущественно — зрительного окружающего, что тоже совершенно необычно для «гамлетов»). Он пишет о впечатлениях, преломленных через призму изощренных ассоциаций, почти до смешения зрения и звука. У Набокова в стихах (да и в прозе) преобладают безоценочные «волшебно-сказочные» описания. Традиционные же для «гамлетов» любовь-морковь и песнопения о своих трагических страданиях занимают среди тем поэзии Набокова одно из последних по частоте и значимости мест. Все стихи Набокова, чтобы оценить его чисто «есенинские» темы и интонации, вы можете посмотреть здесь: к списку
На примере прозы Набокова видно и подсознательное стремление многих ИЭИ к «геройским подвигам», сопряженным с насилием — редкое из многочисленных прозаических произведений писателя обходится без револьвера или браунинга. Подобные «геройские» черточки современники не раз подмечали и в другом историческом ИЭИ, императоре Александре Первом — однажды, вернувшись из победоносного французского похода и присутствуя на параде, он, к крайнему изумлению присутствующих, поскакал с шашкой наголо за мужиком, нарушившим порядок и перебежавшим дорогу перед войсками: к общему облегчению, мужик оказался резвее.
Copyleft 2011 В.Л.Таланов
Возврат к оглавлению основных разделов: http://sociotoday.narod2.ru/index1.html