Густав Малер.

ЭИЭ. Выдающийся австрийский композитор и дирижер конца 19-го — начала 20-го века.

Малера постоянно преследовали мысли о смерти, ее предчувствие, страх перед ней и вместе с тем готовность к смерти. Во многих описаниях современников Малер характеризуется как типичный невротик с некоторыми истероидными чертами характера и поведения, с многочисленными расстройствами психосоматического характера, в частности мучительными мигренями. Страдал и хроническим геморроем. С детства также был болен ревматической инфекцией (манифестирующей, согласно нашей статистике, чаще всего у представителей клуба гуманитариев), давшей впоследствии осложнение на сердце композитора, отчего он и умер.

Малер завещал проткнуть перед похоронами свое мертвое сердце иглой (в необычности этого завещания композитора, по нашему мнению, «отпечатались» и истероидно-демонстративные, и особо характерные для ЭИЭ мазохистские нотки его характера). «Малер как художественная натура с истероидными чертами и некоторой демонстративностью, видимо, воображал себе разные “сценарии”, связанные со своей кончиной, ритуалом погребения, и оставил за собой право на некоторые посмертные демонстративные акции» (мнение врача Л.И.Дворецкого).

В отношении своего здоровья и симптомов своих болезней (как реальных, так и надуманных) Малер всю жизнь был крайне мнителен — черта, тоже особенно характерная для ЭИЭ и ЛИЭ, для ЭИЭ в первую очередь. Он отличался высокой нервностью и раздражительностью — порою эта раздражительность переходила у него в нервные тики, проявлявшиеся и в движении мышц на лице, и в дергании конечностей. На всех фотографиях Малера хорошо заметна типичная гамлетовская «поза», склонность к демонстративности и несколько надменному позированию, заметна даже и мимическая нервность в чертах его лица — об этом говорит и сильно выдающийся вперед подбородок с брезгливо оттопыренной нижней губой, и заметно «нервная» улыбка, будто готовая мгновенно перейти в гримасу раздражения.

Музыкальные произведения Малера очень эмоциональны, многие из них искусствоведами почитаются «революционными» для музыки — впрочем, революционными тоже вполне по-гамлетовски, поскольку в них чередуются накал трагедии с провокациями злого тролля. О его особенной роли в музыке известный искусствовед Борис Мукосей отозвался так: «Малер – трагический проповедник с гротесковым восприятием мира, склонный показывать страдания человеческой души через шутовскую гримасу».


Copyleft 2012 В.Л.Таланов


Возврат к оглавлению основных разделов: http://sociotoday.narod2.ru/index1.html