Мартин Лютер.

ИЛИ. «Отец» протестантизма.

Прижизненные портреты Лютера доносят до нас типичную для многих ИЛИ внешность: безэмоциональное широкое лицо с немного «брюзгливыми» околоротовыми складками, взгляд «в сторону», широкая, одутловатая, малоподвижная фигура. Биография подтверждает тип. Лютер с детства много читал, отличался индивидуалистически направленным умом, замкнутостью, воображением и страхами, был склонен к паническим атакам (интроверсия, БИ). Однажды во время грозы, застигнувшей его в открытом поле, он так перепугался, что дал зарок уйти в монахи, если молния его минует. Клятву он сдержал. Однако критический ум Лютера быстро привел его к разочарованию в католических церковных порядках, особенно после его путешествия в Рим, где он столкнулся с открытым развратом и коррупцией.

Для Лютера как интеллектуального индивидуалиста вообще было непонятно, почему между личностью человека и Богом должна стоять еще некая государственная машина в лице Церкви. К тому же, церковь вела себя безнравственно, заранее продавала индульгенции даже на еще не совершенные смертные грехи, и т.п. Вернувшись в Германию, Лютер вывесил на дверях церковного прихода свои знаменитые тезисы, направленные поначалу главным образом против индульгенций. Тогдашний тамошний германский князь конфликтовал с Папой на почве личных и финансовых разногласий (нельзя исключить, что князь был по типу СЭЭ — для них подобная фронда весьма характерна). Поэтому, когда инквизиция «наехала» на Лютера, тот оказался в княжестве политически востребованным, как «антипапский идеолог», и даже после своего отлучения от католической церкви нашел прибежище и защиту у князя. Далее, при поддержке светской власти, стало крепнуть возглавленное Лютером движение, направленное против индульгенций, против церковной коррупции, против процветающего в монастырях и при папском дворе разврата, против тезиса о непогрешимости папы римского — и, как логически вытекающее отсюда завершение, — в целом против католической церкви как института, самовольно поставившего себя между человеком и Богом, и без посредничества которого человек почему-то якобы не может обрести Спасение.

Как и большинство ИЛИ, Лютер готов был быть революционером интеллектуальным, но не политическим. Когда лютеранская волна стала перерастать в массовое народное движение, сопровождавшееся крестьянскими бунтами против светской власти, Лютер неизменно вел себя как осторожный консерватор и как оппортунист на защите интересов власть имущих.


Copyleft 2012 В.Л.Таланов


Возврат к оглавлению основных разделов: http://sociotoday.narod2.ru/index1.html