Петр Алексеевич Кропоткин. ИЛЭ.

Один из наиболее выдающихся и поныне наиболее широко известных в мире русских людей 19-20 века. Князь, блестящий выпускник пажеского корпуса, он отказался от гарантированной придворной карьеры (ценности околовластной тусовки и интриги возле властной кормушки уже с юности были ему глубоко противны) и, обуреваемый светлой романтикой и жаждой странствий и первооткрывательства, добровольно отправился служить в качестве казачьего есаула в далекую и еще не освоенную и даже не известную Сибирь (ИЛЭ очень любят путешествовать). Здесь, а потом в Маньчжурии, было много и приключений, и желанных странствий, и географических открытий. Из этих же путешествий Кропоткин вынес окончательно сформировавшееся убеждение, что государственная вертикаль людям вообще ни к чему. Ведь они прекрасно управляются сами — на основах самоуправления и кооперации (если им никто сверху не мешает). Хороший же начальник — тот, кто дает возможность знающим людям свободно работать, и вся его роль состоит только в подбадривании, внушении уверенности в коллектив, да еще в разруливании ситуаций тогда, когда среди работников образуются два мнения.

Так, из личного опыта и из прочитанных Кропоткиным книг Прудона, скоро родился ярко-альфийский по духу политический анархизм Кропоткина. Врагами каждого человека, говорил Кропоткин, являются государство и эксплуатация со стороны капитала. И государство, и капиталистический эксплуататор стремятся сделать из другого человека раба. В противовес модному тогда социал-дарвинизму, полагавшему жестокую внутривидовую борьбу, цель порабощения других и правила волчьей жизни естественным законом человеческого существования, Кропоткин утверждал, что основой существования вида (и человечества в том числе) является внутривидовая солидарность. Выживают те общины, в которых лучше развита взаимная добровольная кооперация и где сильнее развит инстинкт взаимопомощи, взаимовыручки. Анархо-синдикализм — это отрицание нужности государственных функций «управления», то есть подавления и манипуляции обществом, поскольку, по мнению анархистов-синдикалистов, любые задачи эффективней решаются посредством местного самоуправления и свободного кооперативного объединения людей, то есть их сугубо добровольного «синдиката». Кропоткин не был наивен — он и его последователи прекрасно осознавали, что на пути самоорганизации и свободной кооперации людей всегда стоит множество трудностей и препонов (в том числе и глупость, и необразованность массы, и эгоистическая преступность, и порочные наклонности отдельных социопатов). Однако он полагал, что человечеству вполне по силам наработать опыт практического решения всех возникающих на этом пути проблем — ведь существует же уже положительный опыт Швейцарской Конфедерации! Главное, по мнению Кропоткина, состоит в том, чтобы изначально задать правильный политический вектор развития, и видеть своей непременной целью в конце пути не сильное государство с его орудиями промывки мозгов, контроля и подавления, а свободное бесклассовое сообщество свободных людей. Кропоткин провозгласил идейный анархизм (вернее, анархо-синдикализм) частью общемирового социалистического движения. Но в отличие от бетанско-большевистской непримиримой классовой борьбы за власть и за лучший кусок, анархо-синдикализм призывал не к классовой мести, не к переделу власти в пользу новых хозяев, не к вечной борьбе и очередному новому кровавому и мстительному подавлению, а лишь к одноразовому слому старой управленческой и идеологической машины, чтобы на этом месте, освободившемся от неизменно эксплуататорского по своей сущности государства, построить общество свободных и солидарных для творчества и созидательного труда людей. Ключевыми словами для кропоткинского анархизма были местное самоуправление, свобода, солидарность, взаимопомощь, кооперация и конфедерация.

К середине 1870-х годов Кропоткин уже успел вежливо отказаться в Петербурге от предложенной ему весьма почетной должности секретаря Императорского географического общества, а его деятельность все более стала перетекать из научного русла в русло чисто политическое (так, он своими статьями фактически основал российское политическое народничество и агитировал за движение политических пропагандистов в народ). Потому очень скоро популярному (даже знаменитому) русскому князю, путешественнику и ученому пришлось оказаться в застенках Петропавловской крепости. Брат же его Александр Кропоткин (тождик Петра, всю жизнь ему очень душевно близкий) на долгие годы был сослан в Сибирь, где после десятилетней ссылки покончил с собой. Однако Петр Кропоткин успешно бежал из Петропавловской крепости (единственный за всю ее тюремную историю!), по поддельным документам уехал из страны и осел в желанной и из России казавшейся прогрессивной Швейцарии, где быстро перезнакомился со множеством тогдашних европейских деятелей коммунистического Интернационала и активистов недавно разгромленной Парижской Коммуны. Начались политические поездки по Европе, и скоро уже власти Франции арестовали Кропоткина (и осудили его на 5 лет заключения) за подрывную социалистическую деятельность. Кропоткин был сильным пропагандистом и честнейшей души человеком, свет исходил, казалось, с самого его открытого, широкого и светлого русского лица бескорыстного романтика-позитивиста — и уже этим он был опасен хозяевам жизни, ибо куда удобнее для них был культивируемый официальными СМИ образ злобного революционера-террориста, мрачного анархиста-бомбиста. Кропоткин всей своей жизнью и деятельностью разрушал этот старательно культивируемый образ, потому от него и постарались избавиться максимально надолго. За Кропоткина вступились друзья — Виктор Гюго, Оскар Уайльд и др. Им удалось добиться его досрочного освобождения после трех лет тюремного заключения., с их же помощью он получил возможность поселиться в Англии.

За границей Кропоткин счастливо женился, имел дочку, прожил вместе с любимой женой до самой своей смерти, и каждые три года вновь делал ей предложение руки и сердца, каждый раз вновь получая её согласие — поскольку по обычаю идейного анархиста он настаивал на исключительно свободном брачном союзе людей. Напомним сегодняшним читателям, что для тех лет это не стоит рассматривать лишь как доновское идейное чудачество — учитывайте, что в те годы разводы были запрещены в большинстве европейских стран. Потому борьба за их легализацию требовала и своей символики.

Кропоткин написал множество научных работ и публицистических статей. Ему принадлежит и важнейший научный труд по истории Великой французской революции. К началу 20-го века Петр Кропоткин стал общепризнанным мировым лидером коммунистической идеи, то есть идеи созидательной кооперации свободных людей, освободившихся от гнета государственно-полицейской машины подавления. Эту же идею счастливого «открытого общества» до поры до времени (то есть до времени своего укрепления во власти) заимствовали у него и большевики, а также эсеры и социалисты других мастей (которые до власти так и не успели добраться). Большим и искренним поклонником Кропоткина в большевистском руководстве был Николай Бухарин (ЛИЭ). Отдавал ему должное и Ленин (СЛЭ). Книга этого бетанского прагматика «Государство и революция» пронизана (о, удивление!) внушенными ему Бухариным идеями Куропоткина. В последние годы жизни Кропоткин написал свою специфическую доновскую «Этику», в которой попытался решить вопросы взаимоотношений и разрешения конфликта интересов людей в будущем свободном обществе — увы, о соционике и 16 психологических типах людей в этой работе не было ни слова, и это самый крупный её недостаток, который так и не позволил Кропоткину до конца прояснить поднятую им проблему отношений людей в социуме. Кроме того, «искателям» в силу их обычного позитивизма (и сопутствующего ему избыточного прекраснодушия) свойственно не слишком углубленно вкапываться в сложности, всегда оставляя свою роль Провидению, и только пунктиром намечать возможные пути преодоления противоречий - детально же в них пусть разбираются другие. Ведь каждому ИЛЭ известно, что всякая проблема решаема тысячью разных способов — стоит лишь кому-нибудь взяться.

После февральской революции 1917 года Временное Правительство сразу же пригласило Кропоткина вернуться из Лондона в Петроград, предложив одновременно любой министерский портфель на его выбор. От министерского поста Кропоткин по своему обыкновению отказался (впрочем, уже старик был), но в Петроград с семьей вернулся, где весной 1917 года ему устроили триумфальную встречу. Октябрьский контрреволюционный переворот старик Кропоткин (превозносимый и уважаемый в том числе и большевистскими вожаками) встретил настороженно, а скоро уже и с негодованием. Он написал множество писем Ленину, в которых убеждал того отказаться от однопартийной диктатуры и кровавой политики «диктатуры пролетариата». Письма были логически убедительными, в них показывались все неизбежные катастрофические последствия партийной диктатуры — и для дела социализма, и для самой большевистской партии, и для экономики страны, и для общественной морали, и для судьбы России в целом. Но совершенно безнадежное дело доказывать бетанским силовикам, что построенная на кровавом насилии власть — это по последствиям якобы скверно. Ведь не может быть плохим то, что уже само по себе приятно и является одной из главных жизненных ценностей. Старику осталось дописывать на даче свои книги, а новая власть свое уважение к нему далее ограничила охранной грамотой - на случай визитов к нему каких-нибудь местных официальных погромщиков в кожаных куртках. Умер Кропоткин в 1921 году.

Петру Кропоткину его политический британский поклонник Оскар Уайльд (которого самого сегодня назвали бы гей-активистом) посвятил свою «Сказку о счастливом принце». Имя Кропоткина было на знаменах революционной Испании 1935 года, где на некоторое время его последователи анархо-синдикалисты вошли в правящий партийный блок.. По сей день его имя и его идеи живы (и возрождаются с каждым новым поколением) в широкой молодежной среде западной альфийской интеллигенции.

О Петре Кропоткине снято немало историко-документальных фильмов, причем даже правдивых, и иногда их показывают по российскому телеканалу «Культура». Покойники не так опасны, как живые.


Copyleft 2013 В.Л.Таланов


Многие другие работы В.Л.Таланова можно найти на сайтах:

http://www.newsocionicsmodel.narod.ru/ (работы до 2011 года)

http://www.sociotoday.narod.ru/ (новые работы)



Возврат к оглавлению основных разделов: http://sociotoday.narod2.ru/index1.html