Российский император Александр Первый.

ИЭИ. Портреты: http://nevsepic.com.ua/uploads/posts/2011-10/1318103153_portret-aleksandra-i.-nachalo-1800-h.-holst-maslo.-78h62-sm.jpg ; http://www.shilling-m.ru/img/cms/10_1.PNG . «Замкнутый и склонный к меланхолии», - так отзывались о нем современники. Очень религиозный, изрядно совестливый, нерешительный, и в то же время зависимый, ленивый, капризный, с явными мазохистскими нотками в характере, нередко старательно изображавший агрессивность на фоне военных парадов, которые очень любил, хороший дипломат с развитой изворотливостью и «двойным дном» (наиболее сильная политическая черта императора) — таким был Александр. Человек, поощрявший надежды реформаторов и либералов и при том охотно назначавший на ключевые правительственные должности реакционеров-логиков из второй квадры. «Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянной пригретый славой, над нами царствовал тогда», - таким он запомнился А.С.Пушкину. Хорошо и убедительно показан образ Александра (в комплексе черт ИЭИ) в современном российском историческом фильме «Павел бедный Павел» (2003).

Наполеон об Александре писал: «Александр тонок, как булавка, остер, как бритва, фальшив, как пена морская; если бы надеть на него женское платье, то вышла бы прехитрая женщина». А вот слова бабушки, Екатерины Великой, о любимом внуке: «Господин Александр по природе своей актер, великий мастер красивых телодвижений». Почти все современники отмечали в нем двуличие и неискренность.

Но он всегда был брезглив, в том числе и в нравственном отношении - «чистюлькой» называла его Бабушка; похож был на горностая, который предпочитает отдаться в руки ловцов, нежели запятнать белизну свою — одежду царей. Обращенные на высочайшее имя доносы нередко бросал в печку, говоря: «Мерзавец, выслужиться хочет». Но доносы перед тем всё же читал, и доносчиков обычно с затаенным предвкушением выслушивал: сильнее отвращения было в нем любопытство ужаса.

Александр был глух на правое ухо, и эта его глуховатость, и тяжелые воспоминания, связанные с отцеубийством, а еще в большей мере его типные черты (программный характер БИ в первую очередь) вместе привели к его глубокой закомплексованности. Александру все время казалось, что у него что-то не так, и что за его спиной все над ним смеются. Иногда снился ему гадкий сон: будто где-то на балу или на дворцовом выходе он — в полном мундире, с Андреевской лентой через плечо, но без штанов; все смотрят на него, и он чувствует, что осрамился навеки. Такое же чувство часто бывало у него и наяву. «Подозрительность его доходила до умоисступления, - рассказывала впоследствии Марья Антоновна Нарышкина, любовница, - достаточно ему было услышать смех на улице или увидеть улыбку на лице одного из придворных, чтобы вообразить, что над ним смеются». «Иногда мне кажется, что за моей спиной люди надо мной смеются» - эта черта, согласно соционической статистике, наиболее характерна для ИЛИ и ИЭИ, то есть для белой интуиции (и меньше всего в соционе характерна для ЛСЭ).

Была у Александра страсть (тоже белоинтуитивная черта) обращать внимание на всякие странные (а в действительности, случайные) знаки и предзнаменования. Зная эту его склонность, о всякой подобной чепухе ему и докладывали часто. Опираясь на переписку первой четверти 19-го века и мемуары, Д.Мережковский рассказывает, что, например, появился вдруг в столице поп с рогами, и это живо интересовало царя. Докопались, что в самом деле был поп — свежесодранную козлиную шкуру напялил, а та и присохла к голове, пока он куражился, отчего поп в еще большее неистовство впал, думая, что превратился в беса. Царь облегченно вздыхал разгадке. Только что поп исчез, появилось новое чудо: каждый день игла Петропавловской крепости начала светиться красным светом; думали, заря, но и в облачные дни был свет. Государя эти штуки сильно занимали. Он своими глазами видел: игла светилась, как будто лезвие тонкого ножа висело на темном небе, кровавое. Причина света так и осталась неизвестной Александру, отложившись в его голове тайной и предзнаменованием (спустя годы кто-то в письме, но уже лишь для счастья историков, разъяснил, что на пустыре близ крепости обжигали тогда известь, и свет из устья печи, заслоненной домами и заборами, падал прямо на шпиль).

Александр, как и свойственно интровертным интуитам, и в делах, и на войне предпочитал выжидательную тактику. А как этик, он не только был религиозен и устремлен в мистические интересы, но к тому же являлся и успешным этическим манипулятором. На дипломатическом фронте потому он Наполеона Бонапарта почти всегда переигрывал, в том числе лично перевербовывая и перекупая его дипломатов. В качестве примера этической манипуляции - в ходе войны 1812 года Александр отдал приказ всем православным священникам убеждать простой народ, что Наполеон — истинный предсказанный Библией Антихрист, и веры его обещаниям потому нет. Неграмотные крестьяне, привыкшие доверять попам, воспринимали эти проповеди всерьез, оттого продовольствия французам не давали даже за деньги (боясь бесовского золота), в деревни их не пускали, и честно искали потом рога на трупах убитых ими французских солдат. К слову, Бонапарт был искренне возмущен этим поступком Александра, сочтя его низким и не достойным ни царя, ни военного (искренность в этом его возмущении налицо — белые логики, каковым и был Наполеон, лгать особо не умеют и во всяком случае не любят). Венский Конгресс 1815 года, на котором монархи «старой» Европы решали судьбу разгромлленой ими наполеоновской Франции, был превращен, именно по желанию императора Александра, в месяцы не прерывающихся ни на один день балов и развлечений (собственно серьезные разговоры заняли на Конгрессе от силы 5 процентов времени). Такая несерьезная, эмоциональная атмосфера была Александру и более приятна, и более привычна, и именно в ней ему легче было решать «между делом» дипломатические вопросы (к тому же роскошные и даже разорительные для устроителей балы хотя и задавались почти все по инициативе Александра, но организовывались за счет казны Австрийского двора, к которому Александр, мягко говоря, был не расположен).

К концу своего хотя этического и интровертного, но неизбежно бетанского правления, всё более окружая себя людьми типа ЛСИ и СЛЭ, доверяя им рычаги фактического управления страной, Александр I, начав с попыток либеральных реформ, таки вновь привел Россию в состояние бетански-сенсорного безвременья. Цензурные неистовства дошли до того, что нельзя было уже печатно написать «голая истина», потому что непристойно лицу женского пола являться голым. Профессор-математик Магницкий (ЛСИ) вынудил других профессоров похоронить весь анатомический кабинет университета, то есть трупы, скелеты и человеческих уродцев, потому что находил «мерзким и богопротивным употреблять человека, образ и подобие Божие, на анатомические препараты», вследствие чего были заказаны гробы, в коих поместили препараты и, по отпетии панихиды, в торжественном шествии понесли их на кладбище. В то время как Царь кидал доносы на реальных заговорщиков в печку, он же назначал на главные полицейские должности самых отпетых реакционеров из своего окружения. Когда царь узнал, что теперь даже его любимец граф Аракчеев поставлен полицией под тайный надзор, то сначала подумал, не свихнулся ли начальник полиции, но потом махнул и на это рукой: пусть всё идет, как есть...

«Дней Александровых прекрасное начало» быстро кончилось. Прежде всего, Александр не привык к упорной и систематической работе (эту черту отмечали все). С другой стороны, первоначальное его молодое либеральное окружение не знало реальной жизни, потому вязло и в замыслах, и в практике реформ, чем разочаровывало царя. И чем дальше, тем меньше оставалось либералов-советников в окружении «доброго царя», а на смену им приходили более приятные для ИЭИ в общении махровые бетанские консерваторы и реакционеры-держиморды. Короче говоря, ИЭИ у власти во всей своей красе.


Copyleft 2013 В.Л.Таланов


Возврат к оглавлению основных разделов: http://sociotoday.narod2.ru/index1.html